Президент НАНМО Илья Юрьевич Шилькрот выступил на секции «Реформа национальной системы здравоохранения: что ждет частную медицину?» вместе с членом правления НАНМО, президентом Ассоциации частных клиник Москвы и ЦФО Александром Гротом, президентом Ассоциации нижегородских частных медицинских центров Алексеем Душкиным, председателем Правления группы медицинских компаний «Эксперт» Еленой Латышевой, генеральным директором Ассоциации частных клиник Санкт-Петербурга и Северо-Запада Александром Солониным и другими экспертами.
Участники обсудили, как частная медицина может помочь в решении системных проблем здравоохранения. Актуальность этих проблем подтверждает недавний опрос Всероссийской ассоциации пациентов: выяснилось, что 50% пациентов не удовлетворены медицинской помощью по ОМС, полученной в 2021 году, а 70% опрошенных уверены, что ситуация в здравоохранении ухудшается. Сергей Шишкин, директор Центра политики в сфере здравоохранения ВШЭ, рассказал, как это повлияло на частников: «Более половины (57% респондентов) в 2021 году сообщили, что в течение 2021 года оплачивали медицинские услуги в государственных клиниках или обращались за медицинской помощью в частные медучреждения. Основные причины получения платных услуг в государственных клиниках: 54% респондентов обосновали тем, что необходимые консультации недоступны бесплатно; 30,9% респондентов не устраивала длительность ожидания; 28,5% не устраивала квалификация медработников. В то же время 42,2% респондентов выделили медицинские услуги как приоритетное направление расходов, которое они готовы увеличить при росте своего благосостояния».
Александр Солонин объяснил, в чем ошибки современной организации государственного здравоохранения: «Сложная вертикализация системы здравоохранения не позволяет быстро и гибко реагировать на запросы пациентов. Отсюда возникает низкая удовлетворенность населения медицинской помощью, и тут важно давать пациенту больше выбора для решения проблем со здоровьем и удовлетворения своих ожиданий. В ОМС должны учитываться прежде всего интересы пациента, безопасность медицинской помощи, персонализированная медицина, поэтому система должна переходить от сметного финансирования к работе по прозрачным критериям эффективности и повышению удовлетворенности. Сейчас же мотивация основных институтов здравоохранения обеспечивается административными санкциями, то есть „кнутом“ вышестоящего органа управления».
Еще одна причина неудовлетворенности медицинской помощью по ОМС, как считают участники конференции, кроется в дефиците врачей. Особенно это касается регионов и областей, находящихся недалеко от Москвы: столица буквально «высасывает» специалистов из других регионов.
Среди выводов участники дискуссии назвали необходимость сфокусироваться на цифровизации, ведь частные клиники здесь по темпам уступают государству. Елена Латышева уверена, что условия пандемии и изменение потребительских привычек формируют неизбежность цифровизации каждой медицинской компании. Но, если государство на IT-архитектуру, облачные решения, системы сбора данных может выделять огромные бюджеты, то частникам приходится на первое место ставить расходы на модернизацию оборудования и повышение зарплат врачам, поэтому онлайн-запись доступна далеко не везде. Еще одним неприятным последствием пандемии для частных медицинских организаций Елена Латышева назвала проблему с доступом к ОМС и ее влияние на прибыль: «Частный бизнес должен скоординироваться и предоставить государству системно проработанные предложения по повышению эффективности отрасли. Это общая задача частной медицины. Если этого не сделать, выручка будет уменьшаться, ключевая ставка продолжит расти, доступ в ОМС будет снижаться, а суммы инвестиций для модернизации медицинской инфраструктуры будут расти».
«Главный посыл частному бизнесу: нужно инвестировать в IT-технологии. С одной стороны, от нас требует этого пациент, которому удобнее все делать онлайн, с другой стороны, наши партнеры — страховые компании ставят высокую планку по новым технологиям», — заключил Александр Грот. Илья Юрьевич Шилькрот также предложил ведущим медицинским ассоциациям, среди которых НАНМО и Ассоциация управленцев здравоохранения, совместно выработать программу лоббирования интересов частного здравоохранения в сфере IT и в области подготовки кадров. Президент НАНМО напомнил: «Ковид рано или поздно пройдет, а здравоохранение, медицина, частная медицина останутся, и нам предстоит работать в новых, постковидных условиях, и надо быть к этому готовыми».